Перейти в раздел магазина: Искать в магазине:   

- Все книги
- Книги ВП СССР
- Книги Прогнозно-аналитического
  центра "Академии Управления"

- Другие авторы

   

Сердце отдаю детям
Автор: Сухомлинский Василий Александрович

 

Издание

Харатеристики:
Автор : Сухомлинский В.А.
Издательство : Концептуал
Год издания : 2016
Переплёт : Твёрдый переплёт
Кол-во страниц : 320
Вес (гр.) : 352

 
 

Цена: 400 руб.

Наличие: Есть в наличии
 
Количество:  

   
 

1. О чем эта книга

2. Фрагмент из книги: Предисловие

3. Содержание

4. Об авторе

5. Сухомлинский о воспитании

6. Цитаты из книги

 

1. О чем эта книга

Выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество.

«Сердце отдаю детям» — начало трилогии о становлении личности ребёнка, её продолжение — «Рождение гражданина» и «Письма к сыну».

Книга посвящена воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, но не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности.

В основе гуманистической педагогической системы автора — неразрывность воспитания и образования, нравственно-эстетического, физического и трудового развития в становлении гармоничной личности.

Книга помогает понять,

как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности,

как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания,

как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.

 

Из аннотаций предыдущих изданий

1981 г.

"Сердце отдаю детям" — одна из немногих в современной педагогической литературе книг, завоевавших признание педагогов и родителей. 

В.А.Сухомлинский знакомит читателя с тем, как на протяжении нескольких лет, с того дня, когда маленький человек впервые переступил школьный порог, до окончания начальной школы, он вводил своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогал овладевать знаниями, пробуждал умственные способности и утверждал благородные чувства, воспитывал гражданское достоинство, веру в доброе начало в человеке, беспредельную преданность Социалистической Родине, любовь к родной земле.


1969 г.

Автор книги — директор сельской школы, Герои Социалистического Труда, заслуженный учитель школы Украинской ССР, член-корреспондент АПН СССР — описывает жизнь, труд, учение, радости и огорчения одного поколения "школьников" — от того дня, когда они, переступив школьный порог, стали учениками, до окончания начальных классов. Если читатель надеется найти в написанном энциклопедию или учебник по дидактике, то автор заранее делает оговорку: книга посвящена воспитательной работе в узком смысле этого понятия. Автор стремится показать, как воспитание помогает обучению. 

Книга предназначается для учителей, воспитателей, директоров школ.

 

2. Фрагмент из книги: Предисловие

Уважаемые читатели, коллеги — учителя, воспитатели, директора школ!

Этот труд является итогом многолетней работы в школе — итогом раздумий, забот, тревог, волнений.

Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям, и после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педагогам — и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас, — о большом периоде своей жизни — периоде, который равен десятилетию. От того дня, когда маленький ребенок-несмышленыш, как часто мы, педагоги, называем его, приходит в школу, до той торжественной минуты, когда юноша или девушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу, становится на путь самостоятельной трудовой жизни. Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.

Может быть, вы, уважаемый читатель, с чем-то в моем труде не согласитесь, возможно, что-нибудь в нем покажется вам странным, удивительным, заранее прошу вас: не рассматривайте эту книгу как универсальное пособие по обучению детей, подростков, юношей, девушек. Если выразиться на языке педагогической терминологии, то этот труд посвящен внеклассной воспитательной работе (или воспитательной работе в узком смысле этого понятия). Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук. Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его Душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной советской земле, как заронить в тонкий ум и чуткое сердце ребенка первые зерна верности возвышенным коммунистическим идеалам.

Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

Еще одну оговорку хочется сделать в связи с содержанием книги и характером опыта. Начальная школа — это прежде всего творческий труд одного учителя. Поэтому я сознательно избегал показа труда педагогического коллектива, родителей. Если бы все это было показано в книге, она выросла бы до огромных размеров.

В книге о детстве невозможно было не сказать о семьях, из которых пришли дети, о родителях. В отдельных семьях, особенно после Отечественной войны, была мрачная иногда удручающая обстановка, некоторые родители никак не могли стать примером для детей. Я не мог умолчать об этом. Если бы я не дал полной, правдивой характеристики семейной обстановки, непонятна была бы направленность всей системы воспитательной работы. Я твердо верю в могучую силу воспитания — в то, во что верили Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги.

3. Содержание

Предисловие
«Школа радости» 
Директор   школы   
Первый год — изучение детей    
Родители моих воспитанников    
Школа под голубым 
Природа — источник   здоровья     
Каждый ребенок — художник    
Забота о живом и прекрасном   
Наши путешествия   в   мир труда     
Мы  слушаем музыку природы 
Зимние радости и заботы 
Первый праздник жаворонка   
Как мы учились читать и писать 
Ты живешь среди людей, мой сын    
Наш коллектив — дружная семья     
Мы живем в Саду здоровья   
Мысли накануне первого учебного года  

Годы детства
Что такое начальная школа? 
Здоровье, здоровье и еще раз здоровье   
Учение — частица духовной жизни   
Триста страниц «Книги природы»     
От мира вещей — к обществу. Что откуда берется?
Тысяча задач из живого задачника
Наши «путешествия» по земному шару
Что   такое   империализм?
Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха  в  учении
Комната  сказки     
Продолжение сказки — наш «Остров чудес»    
Песня открывает перед ребенком   красоту мира 
Книга в духовной жизни ребенка     
Родное слово
Наш уголок красоты 
У истоков жизненного идеала   
С думой о Коммунистической партии    
Нельзя жить и дня без тревоги о человеке 
Труд одухотворен благородными чувствами   
Вы будущие хозяева своей Родины, юные ленинцы 
Дети вступают в организацию юных ленинцев   
Бороться и побеждать — как Ленин
Звено «Смелых и бесстрашных»  
Мы прощаемся с летом 

4. Об авторе: Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог



Василий Александрович Сухомлинский (1918 — 1970) — выдающийся советский педагог-новатор, писатель.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

5. Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

*  воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
*  общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
*  в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
*  ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно.

Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика,  возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

*  перед людьми

*  обществом

*  родителями

*  коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

6. Цитаты из книги

Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком.

Без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому, - невозможна душевная красота.

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери.

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, кргда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ Человека, культ книги и культ родного языка.

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. (А. Дистерверг)

Мышление начинается с удивления

Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.

Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств.

Труд - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином. Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива. Умение управлять желаниями - в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке - источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека

В воспитании человечности исключительную роль играют личные взаимоотношения, духовное общение людей. Человечество легче любить, чем помочь соседу.

Я считал очень важным для морального развития подростков то, что их дружба с другими людьми начинается с отдачи духовных богатств, потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое.

 

В этом разделе:

Корзина магазина

Корзина пуста.

Как сделать заказ?